Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!
Хорватия стоит на твердой земле, на скалах. Эти скалы молоды, им всего-то 13 миллионов лет, они принадлежат к самой юной, живой – Альпийской – зоне складчатости. Поэтому-то здесь иногда и потряхивает... В эти скалах трудно прокладывать дороги, трудно строить дома.
Зато они защищают от холода Далмацию – юго-восточную часть Хорватии.
ЗЕМЛЯ ГОСТЕПРИИМНАЯ, НО "СЕБЕ НА УМЕ"
Самолет развернулся, заходя издалека на посадку. В иллюминаторе показалось море (Адриатическое) и острова (хорватские). Они удивительные – все вытянуты параллельно берегу. Море как будто не слишком-то спешило затопить эту часть суши. Плоская Венеция уходит под воду, а горбатые далматинские острова и не думают погружаться: гигантской флотилией стоят вдоль берегов древние крейсеры, защищают жителей материка от врагов.
А врагов было много. Хорватия, и, в особенности, Далмация всегда была лакомым кусочком для окрестных государств. Кто только не пытался ее захватить!
Первыми, примерно за тысячу лет до нашей эры, в Хорватию пришли иллирийцы. Их сменили греки, потом римляне. В шестом веке уже нашей эры в районе Сплита появились авары. Они напали на римскую крепость Солону, и ее жители убежали в Сплит – тогда-то он и стал считаться большим городом. А до тех пор там стояла тихая вилла императора Диоклетиана – нетривиального персонажа, который добровольно сложил с себя властные полномочия и удалился в глухую провинцию у моря. Он был одержим двумя страстями: строительством и яростным неприятием христианства. Наверное, его кости долго возмущенно грохотали, перемешиваясь в гробу, когда в его мавзолее католики ничтоже сумняшеся разместили кафедральный собор.
Аваров сменили славянские племена хорватов, принявших в IX веке христианство из Рима. А с моря приходили пираты, нападали на прибрежные поселения, поэтому, если в материковой части береговые поселения были достаточно часты, на островах жители прятались в горах и ставили свои домики так, чтобы с моря ни один флибустьер не мог увидеть ни огонька, ни дыма из хлебной печки.
Семь веков, с 11 по 18-й, Хорватия была под властью Венеции. Потом пришли турки, захватившие соседнюю Боснию. Но море их как—то не приняло, и в результате им досталось только 10 километров береговой линии, да и то потому, что Дубровник продал узенький перешеек туркам, чтобы не иметь общей границы с венецианцами. Дубровник всегда держался "на особицу", решая политические вопросы с маккиавелиевской изощренностью и предпочитая откупаться, а не воевать. И правильно: сегодня зато это один из самых интересных городов, сохранивший все свои исторические достопримечательности.
ЯЗЫК
Хорватский язык относится к славянской группе, но алфавит хорваты взяли латинский. Язык кажется очень архаичным (с нашей, российской точки зрения): в него с трудом встраиваются современные слова. "Рецитэ ми" – "скажите мне", "возна карта" – "билет", "колодвор" – "вокзал", "менячница" – "обмен валют", "лежалька" – "шезлонг". И еще хорваты очень страстно просят и благодарят: там, где все прочие обходятся почти лишенными выражения "пожалуйста", "please", "s'il vous plait", в Хорватии скажут "молим вас!", а спокойные "спасибо", "merci" или даже небрежное "thanks" здесь заменяет произносимое с заметным повышением тона "хвала!".
ДОЛОГ, ДОЛОГ ПУТЬ НА ОСТРОВ БРАЧ
Первым открытием было то, что, оказывается, очень приятно, когда за тебя уже все решили. Привыкнув самостоятельно строить маршрут и разбираться с транспортом, расписаниями, стыковкой рейсов, я совершенно опешила от отсутствия необходимости куда-то бежать, кого-то о чем—то спрашивать, покупать какие-то билеты... Выяснилось, что трансфер – это приятно. Выйдя из аэропорта и поручив чемодан добрым хорватским молодцам, я его не касалась до самого номера.
На прогулку по Сплиту нам достался всего один час. Но и он был подарком, Старинный квартал вокруг дворца Диоклетиана очень маленький, и его вполне успеваешь обойти. Улочки там – меньше размаха рук. В Таллинне есть улица "Пьяного рыцаря": по ней, не зацепившись копьем, рыцарь мог проехать лишь на трезвую голову. В Сплите же этот рыцарь смог бы только пройти бочком, бочком. А дома, чтобы друг к другу не наклонялись, распирают толстенными деревянными брусьями.
"Ракета" довезла нас до острова Брач. Затем почти час на автобусе. По дороге разглядываю горы. Они все засыпаны, как кротовыми кучками, горками камней. Оказывается, это крестьяне складывали камни, чтобы освободить хотя бы клочок пригодной для винограда и оливок почвы. Адский труд... Кое—где из камней выложены подпорные стенки, но камня так много, что в стенки он не вмещается. А сегодня все эти многовековые усилия становятся не нужны – ручное виноградарство и маслоделие не могут уже тягаться с эффективным сельским хозяйством в других, более пригодных для обработки районах. Обихоженные многими поколениями крестьян горы почти обезлюдели: все население ринулось в туризм и сервис.
Экскурсовод рассказал нам, что остров начал пустеть после первой мировой войны: к вызовам нового века, новой экономической эры Брач был не готов. Население, осознав неминуемость экономического прогресса везде, но не у себя дома, потянулось на другие, более жирные хлеба. Уезжали в Америку, Австралию, Новую Зеландию. Но многие возвращались перед смертью или просто приезжали проведать родину пройтись по знакомым улочкам, поплавать в родном море. И – помогали: когда всерьез встал вопрос о водоснабжении Брача (а без этого нельзя было развивать туризм – кто же согласится пить, как коренные брачане, подсоленную морем воду? Другой там не было), диаспора мощно профинансировала строительство водопровода. Теперь на Браче воду пьют прямо из—под крана, не опасаясь инфекций.
Но вот наконец и гостиница. Апартаменты, терраса с видом на горы, на север. Хорошо: солнце не допечет. Горы – почти крымские, уютные. Вечерами с них дует ветер. Хорватам он кажется холодным, но это лишь потому, что они не знают о действительно холодном северном ветре.
ВЫ НА ОСТРОВЕ? ЗАБУДЬТЕ О СУЕТЕ
Чем хорош отдых на островах? Этот вариант позволяет действительно полноценно отдохнуть, даже за всего лишь одну неделю. Отъезд на острова автоматически пресекает попытки создать излишнюю суету. Из Бола до Сплита нужно ехать часа полтора автобусом и ракетой, но расписание неудобное: либо придется вставать часиков эдак в пять утра, либо ехать в Сплит на два часа – маловато.
Но, честное слово, если у вас всего неделя – не дергайтесь, оставьте культуру на потом, особенно если вы приехали с ребенком. Средневековые города никуда не денутся, как стояли, так и будут стоять. Лучше, не торопясь, прочувствуйте чистейший воздух, пропитанный горьковатым ароматом моря и смолистым сосновым духом. Возьмите напрокат велосипед или скутер, а можете и ролики из дому захватить: на них в тени променада катается, по-моему, не менее трети жителей Бола и туристов.
А уж если совсем не сидится на месте – совсем рядом остров Хвар и одноименный город, которому почти 2,5 тысячи лет. В Хваре сохранилось множество памятников средневековой архитектуры: старейший в Европе общественный театр (1612 г.), Арсенал, крепостные стены XIII в., ренессансный дворец-крепость с арками и прудами, венецианская крепость XVI в. и проч.и проч., а во францисканском монастыре XV века можно посмотреть коллекцию венецианской живописи.
НА ХАЛЯВУ СЛАДОК НЕ ТОЛЬКО УКСУС, НО И МОРСКАЯ ВОДА
В программу были включены два бесплатных занятия: дайвингом и виндсерфингом. Конечно, как все бесплатное, они не могли быть особенно хорошими – в первый раз всем удалось проплыть с аквалангом всего лишь по 3-5 минут. Но даже этого хватает, чтобы отработать способ дыхания и механизм спуска-подъема. На отдельном занятии, где мы примерно 40 минут плавали в море под бдительным присмотром инструктора, времени на привыкание к аппарату уже не потребовалось. И мы ушли под воду – было, конечно, немножко страшно, и уши побаливали, но зато был сделан первый шаг к рыбам, осьминогам и ко всем морским чертям.
Аналогично с серфингом. Сначала – вводная лекция, а потом на группу из 15 человек выделяется 3-4 доски, и успеваешь только чуть-чуть постоять на ней. При этом новичкам доски напрокат не выдают или выдают крайне неохотно – вдруг да придется ехать за таким «чайником» на моторке?
Но если вы готовы платить – пролив между Брачем и Хваром покажется вам водяным раем. Пролив неширокий, поэтому волнам негде разогнаться, зато высокие берега островов создают своеобразную "аэродинамическую трубу", и любители виндсерфинга и кайтсерфинга резвятся там во всю мощь. Цены как на Мальдивах. Только, если вы еще не спец, смотрите на поведение опытных серфингистов: иногда случаются периоды затишья, ветра нет, и все сидят на бережку. Прокатчики не подскажут вам, что ветер стих надолго: их дело – зарабатывать куны. Но уж когда вы поймаете ветер собственными руками, ощутив его силу в упругом крыле паруса, и фигурки на пляже начнут стремительно уменьшаться – тут—то и станет понятно, зачем вы сюда приехали.
А 1700 лет назад это стало ясно императору Диоклетиану. У старика был хороший вкус.
ИС «ВОЯЖ»