Союзкурорт

Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!

Новости

Ростуризм рассказал о причинах снижения объемов въездного туризма

Ростуризм рассказал о причинах снижения объемов въездного туризма


Представители Российского союза туриндустрии на пресс-конференции в Москве обсудили ситуацию на рынке въездного туризма в России. Как заявил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, в настоящее время приходится констатировать снижение потока интуристов в нашу страну. Так по данным статистики, что в 2004г. количество прибытий иностранных туристов в Россию по сравнению с 1999г. уменьшилось на 6,9%, а по сравнению с 2003г. - на 9,2%. За шесть месяцев 2005г. въездной турпоток в Россию снизился на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003г.

"В 2004г. с целью туризма к нам въехало 2861 тыс. человек. Для такой страны как Россия эта цифра откровенно мала, - сказал г-н Шпилько. - Но даже если взять общее количество прибытий в 2004г. - чуть более 22 млн. - и всех их считать туристами, то все равно доля России в мировом въездном потоке составляет менее 1%". Даже, несмотря на то, что некоторое время наблюдался рост прибытий из экономически развитых стран (в частности, Европы), в этом году приходится говорить о стагнации роста числа прибытий с целью туризма из таких стран, как Испания, Канада, Нидерланды, Япония. Что касается Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Норвегии, Франции, Швейцарии и некоторых других - турпоток из этих стран и вовсе сокращается.

При этом, как отметил С.Шпилько, официальная статистика еще не столь пессимистична, по сравнению с данными туроператоров. По их оценкам, в этот летний сезона даже на наиболее популярных направлениях - Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо - зафиксировано сокращение прибытий на 20-25%. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке весьма популярных у иностранцев речных круизов.

Ростуризм сообщил, что организацией был составлен перечень основных причин сокращения турпотока в страну. Как подчеркнул Сергей Шпилько, основные проблемы, мешающие развитию въездного туризма, напрямую связаны с общеэкономической ситуацией, в частности, инвестиционным климатом в стране. В частности, с этим связан дефицит гостиниц туркласса, то есть уровня 2-3*, и других объектов туристической инфраструктуры.

Одной из самых серьезных проблем в сфере туризма признан вопрос облегчения визового режима при въезде в Россию. В этом направлении уже сделаны конкретные шаги. На прошедшем в Лондоне саммите, как известно, Россия и Евросоюз договорились об упрощении въезда в Россию для граждан экономически развитых стран. Речь пока не идет о туристах, но, тем не менее, это важный шаг для стимуляции въездных потоков. А договоренность о единой стоимости виз в 35 евро не только для стран Шенгенской зоны, но и для всего Евросоюза, дает основания надеяться, что и Россия в ближайшее время перейдет к реально паритетному варианту, а также сократит сроки выдачи виз максимум до трех-четырех дней, зарабатывая на количестве выданных въездных документов, а не на срочности их оформления.

На этом фоне интересным выглядит опыт стран Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и даже СНГ, например, Казахстана, Киргизии и Украины, которые идут по пути перехода на режим безвизового въезда для экономически развитых стран и поэтапной отмены институтов подтверждения и обязательной регистрации.

Примеры неэффективной визовой политики России привел генеральный директор компании "Академсервис" Леонид Исакович. По его словам, за последние два сезона Россия потеряла 50-60% израильского рынка из-за стала отмены Чехией и Венгрией виз для израильтян, в результате чего израильские туристы переориентировались на Восточную Европу. По аналогичной причине снизился въездной поток в Россию из Японии. Японские туристы предпочли Китай, который установил для них безвизовый въезд. В результате турпоток из Японии в Китай увеличился в 4 раза.

Еще одной существенной проблемой является дороговизна российских туров. Классический недельный тур Москва - Санкт-Петербург за последние четыре года подорожал в 2-2,5 раза, и сейчас обходится европейцу в 1300-1400 евро при размещении в двухместном номере. При этом аналогичная поездка в Чехию или Венгрию стоит 500-700 евро. Л.Исакович подчеркнул, что стоимость турпакета в Россию растет за счет всех составляющих. Например, за четыре года стоимость железнодорожного билета Москва - Санкт-Петербург выросла с $28-30 до $80, билеты в самые популярные музеи увеличилась в 3-4 раза, услуги гостиниц и предприятий общественного питания каждый год дорожают на 20-25%.

На прошедшей пресс-конференции также обсуждалась ситуация с привлечением инвестиций для развития туристической инфраструктуры в стране. Как отметил Сергей Шпилько, помимо снижения таможенных пошлин на импорт воздушных пассажирских судов, на котором сейчас настаивает Минэкономразвития, необходимо срочно рассмотреть вопрос о снижении, а лучше отмене таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов. Сегодня, чтобы ввезти в страну современный автобус, надо к его цене прибавить 20% - таможенные пошлины, 18% - НДС, 2,2% - налог на имущество. В итоге стоимость его для российских компаний увеличивается на 44% по сравнению с ценой, которую платят за такую же машину наши коллеги, например, из стран Балтии. Аналогичная проблема с речными круизными судами, которых реально в России не строят, а при импорте накручивается 23% стоимости (18% НДС плюс 5% таможенные пошлины).

Еще одна не менее важная проблема - некоммерческая реклама туристических возможностей страны за рубежом. Из федерального бюджета на это выделяется всего 3 млн евро, включая не только непосредственно рекламные акции, но и выставки, конференции и прочие мероприятия, проводимые Федеральным агентством по туризму. При этом, Польша в 2006г. намерена потратить на свое продвижение более 60 млн евро, Франция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламу страны 60 млн евро, не считая региональных бюджетов. В среднем же каждая страна Евросоюза тратит на некоммерческую рекламу 34 млн евро.

Поэтому, по мнению президента РСТ, в России расходы на эти цели из федерального бюджета, если страна действительно делает ставку на развитие туризма, не могут составлять меньше $100 млн в год. "И пора, наконец, признать экспортный характер предпринимательской деятельности в области въездного туризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС", - сказал С.Шпилько.

РБК: Turist.ru

Вверх