Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!
Курортный сезон 2005 года практически стартовал — отдыхающие уже заполняют здравницы и пляжи, загорают и веселятся, осталось только «открыть» лето официальными церемониями. Нет никаких сомнений в том, что на кубанских курортах к сезону готовились с особой тщательностью, но c такой же тщательностью за этим любопытным процессом следили краевые власти.
На курортах сейчас наводится праздничный лоск. Возьмите Анапу: по словам главы администрации Владимира Цуканова, здесь завершается реконструкция городской набережной (она теперь в двух уровнях), в первые дни лета откроются поющие фонтаны, привезенные из-за рубежа, появится бесплатный питьевой бювет, способный принимать до тысячи посетителей в день.
Известный детский курорт предложит гостям семь бесплатных пляжей. Так, главный городской пляж теперь увеличен вдвое, на что потребовалось 64 миллиона рублей. В 189 миллионов обошлась реконструкция пляжа в Малой бухте. Кроме этого, в городе появятся 35-местная марина для малых судов и современная стоянка для яхт на 250 мест. Согласитесь, внушительный список для отдельно взятого сезона в отдельно взятом городе.
Впрочем, этим мало кого удивишь. Совсем недавно, например, открылась прекрасная набережная в Адлерском районе Сочи — это, конечно, радует, но на курортах все это должно быть.
А вот тому, какими должны быть наши курорты, как раз и посвящалось краевое совещание в Анапе, которое прошло в минувший вторник в санатории «Премьера». Народу собралось раза в полтора больше, чем думали. Повышенный интерес объяснялся не только присутствием губернатора Кубани Александра Ткачева и его первого зама Александра Ремезкова — дело в том, что еще в начале апреля на расширенной коллегии краевого департамента комплексного развития курортов и туризма был взят строгий курс на обновление работы всей отрасли с переходом на евростандарты, особенно в сфере качества сервисных услуг. Вот почему на совещании, вопреки прежним традициям, говорили не о том, что и как сделано, а о том, чего сделать не успели.
Конечно, не только сервис является нашей головной болью. Но он у нас таков, что пора бы снять фильм «Особенности национального сервиса», чтобы посмеяться сквозь слезы...
Итак, что же предлагается сделать, чтобы голова не болела? Всем понятно, что мало объявить о приеме 10 миллионов отдыхающих, надо выполнить взятые обязательства. Придется искоренять недостатки, не присущие конкурентам. Решено изменить прежде всего подходы к работе. Для начала в десяти курортных регионах Кубани провели анализ работы в прошлом году 200 здравниц и 50 турфирм. Кроме того, что они плохо взаимодействуют друг с другом (что не новость), выяснилось: 60 процентов здравниц ведут двойной баланс и не желают становиться «прозрачными», хоть ты тресни.
Власти начали с малого. В здравницах появились «Дневники кубанского гостеприимства», представляющие собой вариант советской книги жалоб и предложений. Тетрадки оказались настолько востребованными, что отдыхающие просят добавить туда листов. В 180 санаториях на самых видных местах появились информационные экраны, где любой желающий может узнать, на что он может рассчитывать, заселившись в стандартный или люксовский номер, скажем, категории «три звезды». Вся суть «нового порядка» заключена в соответствии принятым нормам в международной практике тур-бизнеса. Клиент обязан знать, за что платит деньги.
Другой важный шаг — введение единой краевой системы сертификации услуг. Ее разработали специалисты ГУП «Кубань-Экспертиза» для санаторно-курортной сферы. О новой системе сертификации говорили еще в 2001-м, и очень жаль, что ее не внедрили тогда. Бардак увеличился, «звезды» покупались (и, соответственно, продавались), разнобой в категорийности и наборе услуг дошел до полного абсурда: каждый называл свою здравницу, как душе угодно, рекламируя несуществующую уникальность. Согласно данным проверки 80 процентов здравниц не соответствовали заявленному уровню «звездности».
Власти жестко взялись за решение проблемы. Ведь согласно простой логике не может здравница иметь три звездочки (а то и четыре), когда в номерах отсутствует телефон, ржавый душ не работает, а за каждую положенную тебе процедуру ты платишь врачу, лишь бы он честно выполнял то, что ему положено. Почему четверть отдыхающих больше никогда не хотят возвращаться в наши здравницы, было ясно давно, просто никто до сих пор не вникал в суть проблемы.
Конечно, не все санатории таковы, и многие из года в год заполняются «под завязку» благодаря одним и тем же клиентам. Вот к этому уровню и надо стремиться. С душой работают профессионалы, а остальным, по словам губернатора Александра Ткачева, здесь просто нечего делать.
— Мы все знаем, что это большой и серьезный бизнес, и провалить сезон, на который возлагается столько надежд, мы
не дадим никому, — подчеркнул Александр Николаевич, -г- Давайте уходить от иждивенчества, давайте учиться работать так, как это положено во всем мире, в условиях жесткой конкурентной борьбы. Готовьте кадры, обучайте их, как это поставлено в сочинской «Рэдиссон САС Лазурная», где в подготовку персонала вкладывают большие средства. Нужно ориентироваться на то лучшее, что есть в крае, и тогда задачи, поставленные перед отраслью, мы сумеем решить сообща...
Их выполнение — на постоянном контроле. Уже к 5 июня все отраслевики должны отчитаться о проделанной работе в области сертификации и лицензирования услуг. Ничего страшного, если после изучения всех документов здравнице присвоят две звезды вместо прежних трех — зато не останется обманутым клиент (помню, в одной известной здравнице диетпитание оказалось половиной котлеты с ложкой пюре, а яблоки и апельсины «по диете» не полагались, несмотря на большую стоимость питания, заложенного в путевку).
— Руководителям, не справляющимся со своей работой, я хочу сказать одно: не позорьтесь перед людьми, ведь по
каждой здравнице судят о крае в целом. Не можете, нет денег — ищите инвесторов, пользуйтесь нашей программой льготного кредитования, а если ничего не получается, мы поставим вопрос о смене собственника, — сказал губернатор. — Ни одна здравница, не прошедшая сертификацию, не будет допущена к сезону! Пусть мы выдадим санитарные паспорта всего шестистам здравницам, но они будут работать, как положено...
Власти требуют отчета и в том, как продаются путевки. Не секрет, заметил в своем выступлении Александр Ремезков, что многие санатории используют турфирмы-однодневки. Им здравницы еще зимой якобы по себестоимости продают ворох путевок, а потом, когда весной спрос на места достигает пика, путевки реализуют (уже по-настоящему) по двойной, а то и выше, цене. Прибыль уходит в карман, а руководитель громко жалуется из своего «Мерседеса», что денег нет ни на ремонт, ни на зарплату, а клиент привередничает. Ситуация забавная: на призыв краевой администрации показать реальные объемы продаж 98 из 150 здравниц Большого Сочи ответили отказом. В Туапсе согласились стать «прозрачными» 32 здравницы из 60-ти, в Анапе — 22 из 50-ти, в Геленджике — 27 из 56-ти.
Еще один пункт: руководители здравниц обязаны предоставить бизнес-планы, то есть свое видение дальнейшего развития предприятия. Нет плана — нет идей, считают краевые власти, а это грозит возможной потерей кресла. Слабые вымирают, если не учатся быть сильными; но они, замечу, могут быть хитрыми. Позволю себе лирическое отступление. Как ни крути, а психология стоит на первом месте. Когда горничная изо всех сил старается показаться радушной, но при этом требует погулять еще
десять минут, возя по паласу пылесосом, не верьте ей. Радушие должно быть в сердце, его трудно вбить лекциями. Недавно я разговаривал с ветеранами-льготниками, побывавшими в наших здравницах благодаря краевой программе «Открытый Юг». Их отдых обходился бюджету в 600 рублей за сутки и включал все. Это очень нужный ход в наше межсезонье, поскольку деловой и конгрессный туризм никогда не закроют проблему заполняемости. Так вот, при всех прелестях льготного отдыха некоторые ветераны покинули здравницы досрочно. Ни мягкие диваны и полукресла, ни цветочные
вазы, ни телятина под соусом их не остановили: многим было скучно, а отношение персонала нередко огорчало. Оно чувствуется, когда врач ушел в неизвестном направлении в часы приема, и ты не знаешь, вернется ли он сегодня; когда вечером отключают горячую воду...
Беда в том, что наш сервис способен убить любую мечту, а ведь еще Остап Бендер требовал «не касаться хрустальной мечты детства грязными руками». Казалось бы, мечту способны поддержать многочисленные частники, вывешивающие незатейливые таблички о сдаче жилплощади. Теперь им придется цивилизованно вступать в ряды зарегистрированных квартиросдатчиков. Для этого в каждом муниципалитете составят полный реестр малых средств размещения.
Все как-то привыкли к тому, что при проверке частная мини-гостиница набита «родственниками» хозяина. Этому положат конец — так называемые «черные риэлторы» рискуют в противном случае потерять все. Кому понравятся ежевечерние визиты милиции для проверки паспортного режима? Любой клиент сбежит.
В противовес создается сеть бюро по размещению «дикарей». Для контроля за этими процессами в крае на летний период создаются мобильные группы, призванные вскрывать нарушения. Еще один цивилизованный шаг — сдача в аренду пляжей, туробъектов и даже отдельных мест для частников. Недавно такой аукцион прошел в Геленджике, с молотка продавали даже «точки» для фотографов с обезьянками. Теперь это станет традицией, поскольку каждый метр дорогой курортной земли должен приносить рубли казне.
И о налогах. В целом план пока выполняется на 60 процентов (на 85 — в Анапе, на 77 — в Сочи, на 53 — в Геленджике). При том, что годовой план равен пяти миллиардам рублей, работы впереди — непочатый край.
kubnews.ru