Союзкурорт

Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!

О Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации

Санаторно-курортное лечение / Документы / О Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ

  
О Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклад о проекте Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, коллегия отмечает, что в комплексе лечебно- профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Особую значимость данное направление приобретает в связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Существенная роль принадлежит санаторно-курортной помощи в организации медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте.

Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.

В настоящее время сеть санаторно-курортных организаций и учреждений составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают помощь более 5 млн. человек.

Вместе с тем, особенности работы санаторно-курортных учреждений в условиях рыночной экономики, значительное сокращение объемов финансирования здравниц из федерального, местных бюджетов и средств обязательного социального страхования, ослабление координации их деятельности со стороны государства привели к сокращению за последние десять лет числа санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев на 30%, числа коек в них - на 20%, а также к ухудшению материально-технической базы ряда санаторно-курортных учреждений.

Сложилась диспропорция между высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их получении из-за низкой платежеспособности населения.

В связи с возрастанием стоимости услуг по лечебно-профилактическому применению природных лечебных факторов уменьшился объем их использования в практике курортов.

Имеет место самозахват участков территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и нецелевое использование курортных земель.

В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Требуется совершенствование имеющихся и разработка новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления, программ оценки их эффективности и качества.

Необходима дальнейшая разработка законодательной и нормативной правовой базы деятельности курортов и санаторно-курортных организаций, медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц.

Существенные недостатки имеются в уровне профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса.

Для обеспечения системного подхода к решению проблемы охраны здоровья населения страны и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002г. № 284 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, разработан проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.

Основные положения проекта данной Концепции были обсуждены и одобрены участниками Всероссийского форума "Здравница - 2002" в октябре 2002 года.

Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.

Будет улучшено состояние инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечена экономическая стабильность в деятельности всего санаторно-курортного комплекса, что позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысит уровень оказания санаторно-курортной помощи и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса.

В качестве механизма осуществления Концепции предусматривается разработка плана мероприятий по реализации указанной концепции на период до 2010 года, объединяющего усилия министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, органов управления здравоохранением, санаторно-курортных организаций по развитию курортного комплекса и совершенствованию санаторно-курортной помощи населению Российской Федерации.

Успешная реализация положений настоящей Концепции и плана мероприятий положительно скажется на состоянии здоровья населения, позволит снизить уровни заболеваемости и инвалидности, сократить расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах, направить высвободившиеся ресурсы на профилактику болезней.

Рассмотрев проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации,

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Одобрить, в основном, Концепцию государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.

2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Российскому научному центру восстановительной медицины и курортологии Минздрава России (А.Н. Разумов):

2.1. В срок до 1 октября 2003 года доработать проект Концепции с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений, разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и направить их для рассмотрения федеральным министерствам, ведомствам и субъектам Российской Федерации.

2.2. В срок до 1 ноября 2003 года внести предложение Правительству Российской Федерации об утверждении Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.

3. Контроль за выполнением решения Коллегии возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.

Председатель коллегии Министр здравоохранения Российской Федерации                                         Ю.Л.Шевченко

Секретарь коллегии                                                                                                                                                 И.В.Плешков

                                                                                                                                                                                                                 

 

Вверх