Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
О Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклад о проекте Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, коллегия отмечает, что в комплексе лечебно- профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление.
Особую значимость данное направление приобретает в связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.
Существенная роль принадлежит санаторно-курортной помощи в организации медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.
В настоящее время сеть санаторно-курортных организаций и учреждений составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают помощь более 5 млн. человек.
Вместе с тем, особенности работы санаторно-курортных учреждений в условиях рыночной экономики, значительное сокращение объемов финансирования здравниц из федерального, местных бюджетов и средств обязательного социального страхования, ослабление координации их деятельности со стороны государства привели к сокращению за последние десять лет числа санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев на 30%, числа коек в них - на 20%, а также к ухудшению материально-технической базы ряда санаторно-курортных учреждений.
Сложилась диспропорция между высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их получении из-за низкой платежеспособности населения.
В связи с возрастанием стоимости услуг по лечебно-профилактическому применению природных лечебных факторов уменьшился объем их использования в практике курортов.
Имеет место самозахват участков территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и нецелевое использование курортных земель.
В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Требуется совершенствование имеющихся и разработка новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления, программ оценки их эффективности и качества.
Необходима дальнейшая разработка законодательной и нормативной правовой базы деятельности курортов и санаторно-курортных организаций, медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц.
Существенные недостатки имеются в уровне профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса.
Для обеспечения системного подхода к решению проблемы охраны здоровья населения страны и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002г. № 284 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, разработан проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.
Основные положения проекта данной Концепции были обсуждены и одобрены участниками Всероссийского форума "Здравница - 2002" в октябре 2002 года.
Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.
Будет улучшено состояние инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечена экономическая стабильность в деятельности всего санаторно-курортного комплекса, что позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысит уровень оказания санаторно-курортной помощи и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса.
В качестве механизма осуществления Концепции предусматривается разработка плана мероприятий по реализации указанной концепции на период до 2010 года, объединяющего усилия министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, органов управления здравоохранением, санаторно-курортных организаций по развитию курортного комплекса и совершенствованию санаторно-курортной помощи населению Российской Федерации.
Успешная реализация положений настоящей Концепции и плана мероприятий положительно скажется на состоянии здоровья населения, позволит снизить уровни заболеваемости и инвалидности, сократить расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах, направить высвободившиеся ресурсы на профилактику болезней.
Рассмотрев проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации,
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить, в основном, Концепцию государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.
2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Российскому научному центру восстановительной медицины и курортологии Минздрава России (А.Н. Разумов):
2.1. В срок до 1 октября 2003 года доработать проект Концепции с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений, разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и направить их для рассмотрения федеральным министерствам, ведомствам и субъектам Российской Федерации.
2.2. В срок до 1 ноября 2003 года внести предложение Правительству Российской Федерации об утверждении Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.
3. Контроль за выполнением решения Коллегии возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Председатель коллегии Министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л.Шевченко
Секретарь коллегии И.В.Плешков